Советы участникам


Вы решили покататься в горах по трейлам, запланировали отпуск и купили билеты на самолет? Отлично! О том, как подготовить и упаковать велосипед, что взять с собой, ниже на странице.

Необходимая база для участия в туре

Велосипед

Авиаперелет

Одежда

Слова в тексте могут показаться незнакомыми. Их значения можно найти в специальном словаре — словарь трейлрайдера.

Для новичков у нас отдельная программа — много обучалок, объяснялок, зависаний на сложных участках, разбор фото-видео по вечерам. Начинаем с самых простых маршрутов, смотрим посадку, отрабатываем нужные движения и работу с весом. Так как группы у нас малочисленные, каждому удается посвятить время, помочь с настройками велосипеда  и разобрать особенности катания.

Тем не менее, будут не лишними некоторые рекомендации для тех, кто первый раз едет в горы с велосипедом катать по тропам. Это поможет и Вам и нам на первых стадиях обучения.

Необходимая база для участия в туре.

Обычно под базовыми навыками в МТБ подразумевают умение делать ряд элементов — банихоп, вили, мануал.  Эти навыки, конечно, будут не лишними, но в то же время для уверенного катания по трейлам база не столь требовательна.

Для участников начальных групп мы рекомендуем использовать педали топталки. Контакты — отличная вещь. Когда базовые навыки доведены до совершенства, они позволяют лучше контролировать велосипед. Но на начальной стадии способствуют выработке неправильной техники и стойки, даже если кажется, что с ними Вы чувствуете себя увереннее. Если вы никогда не пробовали на них кататься — попробуйте перед поездкой

Обратите внимание на свои привычки, как вы слезаете с велосипеда. Сможете ли вы остановиться и слезть с велосипеда на склоне? У многих, годами вырабатывается привычка слезать вперед, распрямившись во весь рост, ставя ногу к переднему колесу. В итоге на горных трейлах это приводит к серьёзным падениям при попытках просто прекратить движение и слезть с велосипеда.

Как хорошо у вас получается управлять велосипедом на маленькой скорости? Научитесь стоять на месте используя и не используя тормоза. На склоне (вниз или вверх), на плоскости, с упором переднего колеса, сидя, стоя, с одной рукой, без рук ;)) Для поддержания равновесия перемещайте тело, используйте колени. Умение держать баланс и ловить равновесие очень пригодится на крутых спусках.

Умеете ли вы поднимать переднее колесо не дергая руками, делая это, с помощью корпуса и ног? Это умение позволит вам безопасно переезжать камни, корни, колеи и другие препятствия и в целом поможет понять, как работать с весом при катании трейлов.

ОФП (общая физическая подготовка). Постарайтесь приехать в тур не дохлым, прямиком с дивана. Бега или катания на велосипеде (можно по асфальту, не обязательно трейлы) несколько раз в неделю обычно достаточно.  Бег невероятно помогает поддержанию тело в тонусе. Но начинать стоит очень аккуратно, с коротких медленных пробежек на 10-15-20 минут. Внимательно прислушиваться к ощущениям в коленях. Так же зимой очень помогут беговые лыжи. К счастью, этот спорт в России очень популярен, хороших трасс полно по всей стране, в каждом городе.

Можно так же устроить личную встречу или позаниматься с гидами. В свободное от туров время Загремел и Вломо находятся в Москве, а Аня в Перми.  Посмотрим, подскажем, как и над чем вам нужно поработать.

Велосипед

Хардтейл или двухподвес

На фото обычный кантрийный хардтейл адаптированный под каменные трейлы Эйлата (Израиль). Широкая резина для all-mountain, enduro шириной 2.3, регулируемый подседельник — двойник с малой зведой 22, вынос 70, руль 740.

Лучше подвес, но и хардтейл тоже подойдет. В интернете часто вижу фразы типа: С хардтейлом там делать нечего! А на харде реально? У меня только кантрийник, а так бы поехал. Почему-то многие считают, что в горы на трейлы нужно брать только двухподвес с ходами не меньше 140, причём обязательно с осью и т. д. На чём-то более лёгком лучше даже не пробовать. Я ездил в горы и на подвесах 150-160, и на карбоновом харде с эксцентриком спереди и 100 мм вилкой. В обоих случаях было здорово и по-разному интересно. Главное не велосипед, а навыки управления велосипедом. В любом случае, лучше хардтейл в горах чем двухподвес на набережной ;)

Вилка

Хорошая, работающая вилка, воздушная или пружинная, настроенная под Ваш вес. Возможно, для спусков в горах вилку придется накачать чуть больше, чем для катания в Москве и Подмосковье.

Тормоза

Гидравлические дисковые тормоза.  На затяжных спусках нужна хорошая модуляция, мягкий ход ручки. Необходимую плавность работы может обеспечить только гидравлика. Вперед обычно ставят роторы большего диаметра, так как на спуске основная нагрузка идет на передний тормоз. Очень поможет возможность подвинуть тормозную ручку ближе к грипсе. Ехать и тормозить вытянутым пальцем продолжительное время неудобно, он устает, тормозную ручку обычно жмут второй фалангой.

Звезды-кассеты, ёмкость трансмиссии

В первую очередь надо думать о том что бы емкости вашей трансмиссии хватило для комфортного педалирования в гору.  На спусках будет не до вкруток, особенно, когда вы только начинаете. Для нашего катания подойдет двойник с малой звездой на 22-24 и кассетой с максимальной звездой 34-36 зубов. Последнее время многие катаются и с одной звездой спереди. Лучшим вариантом в такой случае будет ведущая звезда на 30 и менее зубьев и кассета с максимальной звездой на 42 и больше, или расширитель.

Руль

Если ширина плеч позволяет, то чем шире, тем увереннее Вы будете чувствовать себя на спусках. Сюда же запишем более короткий вынос. Руль с выносом сильно меняют ощущение, чувство байка. Обычно используют рули шириной 720-760 мм. Лучше более длинный велосипед с коротким выносом чем короткий велосипед с длинным выносом.

Покрышки

Вперед для лучшего сцепления обычно ставят широкие покрышки, с мягким компаундом и ярко выраженным протектором. Сзади что-то более жесткое и менее агрессивное. Это связано с тем, что 2 колеса велосипеда выполняют разные функции на спуске и на подъёме. На подъёме большая часть веса приходится на заднее колесо, таким образом переднее слабо влияет на накат. На спуске же очень важно сохранять постоянное сцепление переднего колеса, занос заднего колеса это весело и иногда даже полезно (управляемый занос в поворотах), а вот срыв переднего практически всегда приводит к падениям.

Бескамерные покрышки – лучший выбор для большинства тропокатателей.  Они обладают некоторыми преимуществами перед камерными. В первую очередь это защита от проколов. Катаясь по тропам, непременно случаются проколы колючками и так называемые «змеиные укусы», происходящие из-за сильного удара о камни, когда покрышка сминается до обода и оставляет в камере 2, а то и 4 дырки. Практически любые покрышки можно установить бескамерно с помощью специальных комплектов. Если Ваши колёса не поддерживают бескамерную установку — не отчаивайтесь, и с камерами в колёсах тоже можно кататься. Всё в конечном счёте зависит от человека и его манеры езды.

Я использую бескамерные покрышки, причём бывает, что устанавливаю без камер те, которые предназначены для использования с камерами. Они легче, стоят дешевле, но в тоже время не так прочны, борта их очень тонкие.  Для катания в горах — не лучший вариант, а вот для московского и подмосковного кросс-кантри подойдут.

Мой любимый герметик — Air Gag. Уже несколько лет пользуюсь только им. Он отличается от зарубежных аналогов большей вязкостью из-за большего содержания латекса. Приходится разбавлять водой, я всегда это делаю на глаз. Когда собираюсь на кантрийную гонку гонку или одеваю заведомо уставшую покрышку — развожу погуще, если в плотности стенок покрышки уверен — пожиже.

Чем гуще — тем лучше клеит (бОльшие дыры и быстрее), но быстрее высыхает и перестаёт плескаться, чем жиже — тем наоборот — хуже клеит, иногда придется стравливать давление и ждать пока высохнет, но зато гораздо дольше булькает в покрышке.

При установки новой покрышки , или старой, но первый раз бескамерно, рекомендую разбавлять герметик совсем чуть-чуть и заливать совсем небольшое количество, затем покрутить покрышку, чтобы герметик растёкся по всей поверхности и образовал равномерную плёнку. Потом можно покататься несколько дней, чтобы плёнка затвердела и образовала тонкий герметичный слой и уже тогда заливать более жидкий герметик. В этом случае проколы будут заделываться эффективнее и герметик останется в рабочем состоянии более продолжительное время. Когда всё складывается удачно, бывает после  6-8 месяцев простоя, при вскрытии, обнаруживаю в колёсах герметик в идеальном состоянии.

Если хотите, чтобы герметик в покрышках оставался жидким максимально долгое время, старайтесь реже менять давление в покрышках и при замене-доливе герметика ни в коем случае не отдирайте сформировавшуюся плёнку.

Подседельный штырь

Конечно, регулируемый подседельный штырь с управлением на руле — вещь удобная и сильно облегчающая катание. Но если вдруг возможности приобрести его нет, или Вы не до конца осознаете его необходимость, советую озадачиться хотя бы установкой зажима подседела с рычажком вместо болтового. Стоит эта вещь недорого. На маршрутах, особенно во время обучения, часто надо будет, то опускать, то поднимать подседел. Без помощи мультитула это делать проще и быстрее.

Прокат

Если подходящего велосипеда нет, можем предоставить в прокат на месте.  Обязательно предупредите заранее.

Lapierre Zesty 150х140 мм. — M (168-178)

Specialized Enduro, 160х160 мм — М (175-185)

Авиа перелет

Что брать в ручную кладь, а что сдавать в багаж вместе с велосипедом?

Шестигранники, ножи, жидкости, порошки и прочее брать с собой на борт самолета запрещено. Это всё должно быть сдано в багаж вместе с великом. Электронику, шлем — наоборот, лучше брать с собой в кабину. В некоторых аэропортах не приветствуется так же перевозка аккумуляторов в ручной клади.

Чехол или коробка?

Многие любят использовать коробки. Да это проверенный, народный вариант, однако они достаточно громоздки и быстро разрушаются под воздействием влаги.

Мы рекомендуем использовать плотные чехлы, связано это в первую очередь с траспортировкой. С чехлом проще влезть, как в такси, так и в наш шатл.

Если Вы пока не обзавелись своим, мы можем вам дать попользоваться на время тура.

Велосипед, упакованный в чехол, в большинстве авиакомпаний идет, как спортинвентарь и доплаты не требует, за исключением тех случаев, когда вы помимо него сдаете еще что-нибудь. Таким образом, платите за одно дополнительное место багажа. Обычно допускается вес упакованного велосипеда – 23 кг. За каждый последующий кг Вы обязаны будете заплатить по тарифу. Причём багаж весом более 30 кг могут и не взять. Не лишним будет звонок в авиакомпанию — предупредить что собираетесь везти велосипед.

При упаковке в чехол обязательно снимать задний переключатель, вместе с петухом. Цепь можно снять и положить отдельно, можно, не снимать. Просто примотать к перу вместе с переключателем через полиэтилен, чтобы ничего не болталось и не натирало. Обязательно снять педали и роторы с колес. Вместо роторов между тормозными колодками можно вставить заглушки или кусочки картона, чтобы не свело колодки, если вдруг при упаковке кто-то случайно нажмёт тормозную ручку.

Штоки амортизаторов и ноги вилок наиболее уязвимые места велосипеда, их можно защитить с помощую пеннистых трубок, которые можно найти на любом строительном рынке. Вместо трубок, можно так же использовать Ваши наколенники и налокотники. А можно просто сдуть вилку и амортизатор, в этом случае еще и рама уменьшится в габаритах.

Авиакомпании обычно требуют, чтобы покрышки были спущены. Иногда (очень редко) следят за этим. Можно немного сдуть, до 1 атмосферы, например. Сдуете больше — бескамерка может отцепиться от обода, а герметик вытечь.

Когда кладёте колёса, следите за тем, чтобы кассета зубьями не повредила раму.Роторы, педали, эксцентрики уберите в специальные отделения чехла или примотайте к раме, чтобы ничего не болталось и не тёрлось.

Защиты, экипировка

Шлем, лучше кантрийная или All-Mountain корзинка. Да, это самый хрупкий тип велошлемов, однако в котелках и прочих фулфейсах крутить даже совсем короткие апхилы, встречающиеся на трейлах, мучение, чуть-что, их обычно снимают и вешают на руль. Мы любим ехать всё, и вверх, и вниз, поменьше останавливаться, кататься много и аккуратно, лучше. чтобы шлем был всегда на голове. Лучше уж такой, чем никакого.

Джур-Джур

Перчатки с длинными пальцами защитят ваши пальцы от мозолей и веток на спусках.

Очки — это хорошая защита от солнца и всяких фракций, летящих в глаза.

Защита ног и рук. Тут решаем индивидуально.Зависит от «коэффициента падучести» ;) Большинство обычно использует защиту коленей и локтей. В Крыму защита голеней так же бывает не лишней из-за обилия колючих кустов. Важно подобрать удобную защиту, которая не мешала бы педалированию, и/или легко снималась.

Велотрусы с памперсом, без них любые мало-мальски длинные апхилы превращаются в ад. Если катаетесь в шортах, то лучше использовать специальные труселя, из легкого и дышащего материала.

Ветровка — непродувайка. На вершинах гор бывают жесточайшие ветры. Имейте ввиду, зачастую с набором каждых ста метров высоты температура воздуха падает на один градус и, конечно, ехать вниз не только быстрее, но и холоднее, чем вверх. Погода в горах отличается своей стремительной переменчивостью, можно утром выехать в солнышке и жаре, а к обеду попасть в снеговую тучу. Может быть и наоборот.

Обувь

Тапки, в смысле обувь. Катальные тапки должны быть правильные. Иметь вмеру жесткую подошву и плотный каркас. Беговые кроссовки в сеточку – не вариант. Другая крайность это гоночные жесткие туфли, с пластиковой или карбоновой подошвой. Карабкаться по скалам в них очень неудобно и опасно.  Не имеет значения, катаетесь Вы в контактах или в топталках, обувь должна быть специальная, велосипедная. Начинающим, настоятельно рекомендую воздержаться от катания в горах в контактах. Вопрос обуви трудно раскрыть одним абзацем, возможно, при выборе поможет этот обзор.

Рюкзак

Маленький рюкзак для катания. В наших поездках большой рюкзак не нужен, класть туда банально нечего. Большие рюкзаки сами по себе тяжелые, еще и постоянно парят спину.  Обычно хватает малюсенького рюкзачка литров на 3-7, сейчас их масса разных видов, многие идут уже с гидропаками. Обратите внимание на возможность привязать вещи с помощью специальных креплений или резинок. Хоть места в рюкзаке мало, зато всегда ветровку или джерси можно повесить сверху. Для участников, у нас есть рюкзаки в прокат.

Содержимое рюкзака на каждый день, на наш взгляд должно выглядеть так:

  1. Вода
  2. Непродуваемая куртка
  3. Выжимка цепи.
  4. Мини насос колесный.
  5. Смазка для цепи.
  6. Заплатки для камер с клеем. Специальные жгутики для ремонта мото покрышек — отлично работают и для вело.
  7. Супер-клей. Отличная вещь для ремонта бескамерки и не только.
  8. Запасные камеры.
  9. Мультитул.
  10. Складной нож
  11. Стяжки пластиковые.
  12. Запасные тормозные колодки
  13. Запасной петух
  14. Работающий мобильный телефон с GPS и установленным свежим приложением Trailfrorks.
  15. Энергетический перекус на случай внезапной потери сил (пара батончиков или гелек)

Обычно всё есть у гидов, но это не точно!

Вот, наверное и всё что приходит на ум ;) Если что-то забыл — пишите, дополним этот маленький FAQ  :)