8 августа 2024
Стройка трейлов на Алтае
Байк-парк Белка в колесе, июнь-июль 2024
После прошлогодней поездки на стройку трейлов для РЭС в Архызе возникла мысль поехать и этим летом куда-то строить трейлы. Рассматривались два варианта: тот же Архыз или Белокуриха, байк парк "Белка в колесе". Так как с первым вариантом долго не было определённости, я вписался в алтайские приключения с командой Фракция. С ребятами знаком уже давно и привык, что нас часто противопоставляют - мол Фракшн это про флоу, настоящие профессионалы своего дела, а ты ... А ты иди и поучись у них ;) Я и пошёл, что из этого получилось и кто у кого чему научился, далее. Итак, как я провёл это лето в Сибири, в Алтайском крае.
В этой локации, байк-парке “Белка в колесе”, произошло невероятное. Обычно люди на местах далеки от маунтинбайка и не то что не развивают наш спорт, но даже мешают этому. Тут же случилось уникальное стечение обстоятельств. При практически полном отсутствии предпосылок для возникновения всероссийского МТБ курорта, здесь нет ни больших гор, ни базовых троп, ни подъёмника, но благодаря Евгению Елфимову буквально на целине появился крупный байк-парк.
Это уже третий сезон подряд когда ребята из Фракции трудятся на территории заимки "Лесная сказка", создают трассы для РЭС, и за это время накопилось уже приличное количество трейлов, более десяти длиною около 2 км каждый. В этом сезоне стояла задача выйти из стандартов, сделать что-то отличающееся от построек предыдущих лет. Димой и Игорем была разведана траектория будущего трейла Казантип, и первый месяц мы занимались реализацией этого проекта. В создании конкретных элементов принимали участие все, было много общения и обсуждения будущий линий. Дима выслушивал мнение каждого и принимал своё решение. Порой приходилось прям настаивать на своём варианте. Стандарты "флоу трейлов" имели вес и продавливание незапланированных подъемов, более узких поворотов проходило с трудом. В итоге, нам действительно удалось сделать то, чего, как мне кажется добивался Дмитрий, получился классный и длинный трейл, насыщенный, но не слишком, разнообразными элементами, физически сложный, но скоростной. Без каких-либо радикальных элементов, намекающий на наши, мои и фракции, прошлые работы, и, конечно, доступный большему количеству пользователей.
После завершении работы над Казантипом ребята отравились на доделку трассы Кросс-Кантри, я же, немного поучаствовав в этом нелёгком деле, переместился на противоположный склон, где начал работу над трейлом Оу-ля-ля. Тут также была запланирована линия, найдены скалы, где бы разместилась фанзона. Начал работу над этим трейлом самостоятельно, сделал несколько свитчей, довольно радикальных... А почему бы и нет? Если шеф не одобрит, всегда можно сделать шире. Есть одна хитрость, чтобы узкая шпилька не была затычной - не нужно делать просто узкий поворот с упором, нужно выкопать две полки и плавно свести две плоскости серпантином, оставляя довольно высокой внутреннюю часть, это позволит при разгрузке заднего колеса и разворота корпуса легко и непринужденно рулить даже серию таких свитчей, условно говоря, не выходя из юза. После осмотра моих поделок просьбы сделать флоу вместо этого ковырялова от Димы не последовало, Игорь же, ходил по свитчам разного калибра, приговаривая “ммм... интересненько..”. И я продолжил в том же духе, потом вернулись ребята с кантри и мы уже все вместе продолжили. Вы не поверите, но с моей подачи была сделана широкая траектория на фанзоне, и мы поначалу получили за неё от Димы ататай. Даже я решил, что ехать по узкой слишком затычно! Одного загроворота между вертикальных плит достаточно. Но самый разрыв шаблона произошел, когда Дима (Бахонько) предложил сделать подъем эSкой! Можно было не делать его вовсе, рельеф позволял обойтись в этом месте простой прямой полкой немного в гору, которая, возможно, ехалась бы с наката. Было очень забавно слышать отзывы об этом элементе от участников соревнований в стиле "Ну, Загремел! ну дает, чего от него было ждать". Дык вот, это не я. Спорить я не стал, конечно, мне нравятся элементы на аккуратность и вообще, вдумчивое неспешное катание.
В целом, весь этот трейл получился таким, выбивающимся из общей концепции сети трейлов, а скорее дополняющий ее. Тут ни в коем случае нельзя торопиться, тут надо выдохнуть, сбросить пульса и аккуратно ехать. Даже если всё прикатано - чуть пережмешь с ходами или тормозами - полетишь закувыркаешься, что и доказала гонка.

Ещё мы успели немного отшейпить некоторые элементы на старых трейлах, проложить небольшой сегмент "провАкация". Сделать техничный, но физически более простой подъём змейкой к трейлу Горыныч. Надеюсь, подобные техничные и интересные элементы вверх помогут преодолеть тот барьер, которые засел во многих "я не любитель апхила" и прочее, кататься вверх тоже интересно и весело. Это вносит разнообразие в катание, да и вообще, полезно. На трейл Оля-Ля можно легко закручивать своим ходом, в случае, когда нет забросок. Или просто спокойно, не торопясь, без погони за шаттлами, вдумчиво покатать не на скорость, а на удовольствие. И, конечно, мы поработали над картой курорта в приложении Где Трейл, нанесли новые тропы, подъёмы, о которых многие раньше не знали.
Обратил внимание, что в парке “Белка в колесе” сложилась определённая манера катания. Поначалу я удивлялся, видя велосипеды с большими звездами спереди и маленькими сзади. Что за самокаты, куда на таком можно ехать? Тут же трейлы и подъёмы в наличии. Потом стало понятно. Шаттл тут бывает по выходным, и народ голодный до катания пытается накататься, при этом думают, что количество спусков это то, за чем нужно гнаться. Будешь ехать медленно, шаттл уедет без тебя и придётся ждать полчаса, поэтому некоторые предпочитают не ездить трейлы, до которых дольше ехать от старта, дольше выбираться от финиша. Самокрутом тут катаются единицы, хотя тут это очень удобно. Есть дороги без автомобильного трафика, по которым при наличии средних физических способностей можно подняться наверх за полчаса. А на электро велосипеде и того меньше. Мне бы хотелось развития этой локации, придумать новые маршруты с длинными трейлами и красивыми вершинами. Разведать окрестности у меня получилось лишь отчасти, всё что подходит для катания, я нанёс на карту. Но и так понятно что тут, как и в других горах нашей страны действует правило - не покопал, не покатал. Все новые маршруты нужно готовить, буквально прокладывать с нуля новые трейлы.
Вопреки расхожему мнению о том, что мы строим по-разному, у нас какой-то разный стиль и тд, на деле это оказалось не совсем верным. Тут стоит вопрос в задачах, нужно понимать с какими ресурсами и для кого строятся трейлы. Ребята полностью прокапывают тело тропы, я же стараюсь копать полки только там где это необходимо. Постоянный трафик велосипедистов сделает своё дело. Тут же постоянное катание началось буквально с этого лета. Каждые выходные стали приезжать велосипедисты, работать шаттлы. Место развивается!

Трейлбилдеры - настоящие творцы, демиурги рельефа имеют в своих руках силу и возможность не просто дарить радость и удовольствие от катания, но и менять направление развитие маунтинбайка. И даже переворачивать финишные протоколы в некоторых случаях. Во многих вещах, касательно создания трейлов и расположения элементов на них, мы часто смотрим в одну сторону, если не сказать во всех. Мы не любим срезки на трейлах, много времени потратили на заваливание траекторий для самых хитрых. Для тех, кому элементы кажутся сложными, делали объезды, стараясь, чтобы они были чуть медленнее основной траектории, а ни в коем случае не наоборот.
Я поражен работоспособностью парней. Тропинки в лесу мы не просто прокладывали, а прям выкапывали. Километры тропинок! Когда я приехал в первый день и отправился на прогулку с целью изучения уже существующих трейлов, я прям таки офигел, увидев насколько широко и глубоко прокопано. Даже закрались сомнения, а уж не экскаватором это всё выкопано, но нет. На следующий день я узнал, как это всё происходит. В Алуште я копал в основном киркой. Плотный грунт пробить бывает не просто, а потом нужно убирать его маклаудом и формировать полку, лопатой такие вещи делать тяжело. Попробовал сначала работать по своей схеме - эффективность не ахти. Тут же основной инструмент - это трупер (тяпка), грунт копается гораздо легче, хотя встречаются корни кустарников, которые усложняют работу. В общем, за это время я приобрёл некие навыки, посмотрим, удастся ли их применить в наших условиях.
Я очень доволен этими 77 днями проведённых в гостиприимной заимке Лесная Сказка, несмотря на свои болезни, вызванные перетреном от тяжелой работы, бесценный опыт приобретён, нужные навыки получены, до встречи на тропах!

Фото: Ольга Кочкина