26 ноября 2016
3 года горного рабства.
Велик гида.
Specialized Stumpjumper
Завершился третий сезон туров zagremel.ru. После каждого тура я пишу небольшой байкчек группы, это рубрика пользуется большой популярностью и уже стала традицией. В этот раз я решил написать большой подробный байкчек о своем велосипеде. Многие интересуются, на чем я езжу, какие компоненты использую и почему.

Итак, мой основной рабочий инструмент — найнер АМ-подвес 140х130. Уже 3 года на его долю выпадают тяжелые испытания, каждый день по многу часов его долбят по горным трейлам и парковым трассам вниз, ломают карданом, закручивая вверх, но иногда, по праздникам, бывает носят на руках в фантастически красивые и отдалённые места.

3 года — это 11 тыс километров пробега, 5-6 месяцев в год ежедневного катания в горах! Итак, обо всех узлах велосипеда подробнее.
Велик я купил в июле 2013 года. В то время я работал в веломагазине Велопробег и не упустил возможность приобрести отличный велосипед с хорошей скидкой для сотрудника. До этого у меня был Lapierre Spicy 160х160, 2010 года, довольно мясной эндурик. Решил обновить из-за того, что, во-первых, очень понравились 29-е колеса на кантрийном хардтейле, во-вторых, захотелось современных технологий (на тот момент), теплого и легкого карбона. Для начала на стоковом поменял только обычный подседел на регулируемый и руль с выносом и понеслась.
Гранд Сасьер, Французские Альпы, август 2016
Рама

Ростовка L при росте 186 см. Передний треугольник — карбон, задний — алюминий. 2 раза за три года пришлось поменять все промы в подвеске. Это несмотря на то, что я стараюсь не кататься по грязи и в дождь, для этого у меня есть другой велосипед, часто не мою и не оставляю мокрым в гараже на ночь. Обычно смахиваю грязь щетками. Первый раз подшипники пришлось поменять, когда подвеска начала сильно люфтить. Второй раз поменял еще через год, разобрал, покрутил промы и решил таки их заменить для профилактики. С рамой не произошло ровным счётом ничего. Но… В заднем треугольнике над колесом есть перемычка, на которую летит много грязи и камней. Она очень сильно протерлась за пару лет, пришлось установить крылышко. Как раньше не догадался? Потом установил еще одно, чуть ниже перемычки, чтобы грязь не летела на передний переключатель. Чуть погода портится, сразу эта деталь принимает смесь из камней, глины, палок и прочего. Сам велик при этом остается чистым, а переклюк буквально набивается абразивом.
Аркалис, Андорра, сентябрь 2016
Трансмиссия

Система 2х10, перед 22х36 и кассета 11х36
После 2-х лет передний переключатель стал сильно люфтить — был заменён на аналогичный. Задний переключатель Sram X9 shadow+ type2 среднелап, так же устал, был заменён на shimano SLX со средней лапой. Цепей я сразу завёл около 5 штук, от разных производителей, самых дешевых, и менял их по ходу износа по кругу, если растяжение становилось больше единицы, выкидывал. Таким образом, 2 цепи покинули цикл, вместо них подключились новые. А вот кассета — штатная sram 1050 до сих пор там, где была. Одно время пытался избавиться от лишних деталей, убрал рокринг и вместо 36 звезды поставил 32. Без рокринга стал меньше насаживаться на камни так как клиренс увеличился, но цепь от тряски и при повороте педалей назад на спусках часто сваливалась на шатун, пришлось вернуть рок-ринг обратно. В стоке был установлен простейший успокоитель без роликов, со своей задачей справлялся отлично все 3 года, отвалился и потерялся совсем недавно — видимо протёрся. Пару месяцев поездил с бутылочным горлышком, выглядела эта кантрукция не ахти, и работала с переменным успехом до тех пор пока мне не подарили новый, анологичный стоковому BIONICON C.GUIDE ECO. Интересно, что я так и не поменял ни систему, ни каретку. Представляете? Стоковые подшипники BB30 до сих пор в хорошем состоянии и не люфтят. Ежегодная промывка и замена смазки в них пока помогает.
Мон Табор, Французские Альпы, август 2015
Колёса

Изначально стояли колёса Roval, несмотря на плохую репутацию отслужили верой и правдой достаточный срок. Были и неожиданности в первый год — алюминиевые ниппеля в спицах вдруг начали лопаться друг за другом. Причём началось это не сразу, 3-4 первых тура пережили нормально, а потом посыпались! Заменил их все на латунные, и это помогло. Переднее колесо до сих пор живо, после 2-х с половиной лет устали промы, заменил — стало опять, как новое. С задним сложнее — спустя два года протерлись зацепы в механизме храповика задней втулки, её заменил на широко известную втулку Ride, на которой откатался около года, пока не лопнула ось. Купил пару на aliexpress, они подошли с небольшими доработками. Пришлось пожертвовать самую маленькую звезду на кассете и немного обточить колпачки. Колесо вполне себе бегает как запасное, всё мятое, многократно правленое, но всё еще держащее бескамерку. Для надёжности я завел новое на втулке DT 350 и ободе ArchEX, отличное лёгкое, но, к сожалению, сильно промял обод в один из последних туров на Мамонтовой. Выправить удалось частично, жить будет. Последние 2 года заливаю герметик AirGag, очень доволен.
Иограф, Крым, осень 2014
Покрышки

Так как я езжу и вверх, и вниз, нужно соблюдать баланс между весом и прочностью. Путем проб и ошибок были выбраны Миньоны 2.3, иногда 2.5, TR, плотность компаунда 60. Новые покупаю очень редко, последний год вообще не покупал. Докатываю то, что оставляют участники туров — им уже всё — лысые, не держат, а мне — «еще походят». Одно время у многих были проблемы с покрышками, при ударе в камни они деформировались и мне доставались порой еще совсем свежие экземпляры. Я к таким уже привык, катаюсь осторожно. На асфальте, конечно, интересные ощущения.
Чел-Баш, Крым, осень 2014
Тормоза

В стоке стояли avid elixir 7, очень удобные, с возможностью регулировки положения ручек без инструментов. Работали хорошо, но быстро износились, люфт в ручках стал чудовищным. А самое главное, замена колодок превращалась в пытку, поршни не хотели вдавливаться, каждый раз были какие-то танцы с бубном. Мне это надоело и через год-полтора я перешел на Shimano SLX. На них катаюсь последние 2 года, но есть нюансы. Сильно выходят поршни при стертых колодках даже наполовину, может перекосить поршень (один раз у меня таки он лопнул), при стертом диске это проявляется еще сильнее и ведет к насасыванию грязи и воздуха в калипер, из-за чего ручка проваливается или работает дискретно, требует подкачки, которая не особо помогает, усилие нажатия на рычаг всё равно непредсказуемо на уставших роторах и колодках, это мешает нормально чувствовать тормоза. Я решил эту проблему установкой 3-ей колодки, стерев с нее весь тормозящий слой, оставив одну подложку. Калипер из-за этого приходится устанавливать в крайнее положение. В итоге, все осенние туры этого года умудрился откатать на старых, не дотёртых колодках, которых за предыдущие разы накопилось очень много. Роторы и колодки использую дешевые китайские, на что денег хватает, на таком количестве оригинальных расходников можно разориться. Роторы живут в среднем 1 год, колодок уходит больше 20 пар в сезон. Был опыт использования оригинальных органических колодок и роторов RT86, с алюминиевым сердечником, не знаю, как так вышло, но один передний ротор ушёл за 3 недели, второй задний ещё жив, но я его снял. Так как я катаюсь с группами, часто с новичками, приходится ездить со скоростью медленнее, чем моя обычная, нужно много и постоянно тормозить, заднего 180-го ротора не хватало и последний год я использую на обоих колёсах 200 мм роторы. Одинаковые большие роторы, это практично, да и мощность торможения возросла.
Заброшенный блок-пост на границе Италия-Франция, Альпы, август 2016
Вилка

В стоке стояла Fox Float CTD, я поленился сделать нулевое ТО и откатал на ней пару туров, после чего заметил, что начало протираться покрытие на левой ноге. Впрочем, вилка всё равно не устраивала своей хлипкостью. Заменил её на Пайк, на котором через год возникла та же проблема, несмотря на проведенное ТО. Удивительное невезение. Залетел камешек между ногой и горилой, поскакал там минут 5 и протёр покрытие ;( Если бы было установлено крылышко, этого бы не случилось. Тем не менее продолжаю ездить на этой вилке, уже с крылышком, протёртость прогрессирует, но кататься не мешает. Больше раздражает ужасающий треск в ногах, который был с покупки. Но откуда он идёт, я так и не понял, продолжаю трещать и пугать людей. Один раз ловил стэкдаун, да, и в вилках такое бывает. Один раз, правда не сильно, но раздувалась груша (демпфер), насосалась масла. Мелкий ремонт, замену масла и сальников (если уже начинает течь) делаю самостоятельно где-то раз-два в год. С демпфером занимались мастерские, за 3 года 2 раза.
Сан-Фуа, Французские Альпы, август 2016
Амортизатор

Fox CTD с автосегом. Работает хорошо, есть не просит, правда начал замечать, что в байк-парках устаёт и начинает тупеть при продолжительных спусках. Видимо после того, как я поездил с люфтящей подвеской или просто время пришло, аморт начал насасывать воздух в демфер с характерными звуками. Идентифицировали это не сразу, к сожалению, несколько раз делали простое ТО, убирая грязное масло из воздушной камеры. Так или иначе протёрся шток и его пришлось заменить на донорский. Разок словил стекдаун, покатавшись в холодную погоду, добрый человек угостил резиночками и мы еще несколько раз классно покатались по снежным горам Алушты ;) Как работает автосег, мне не понравилось, нажатием кнопки ни разу не удавалось попасть в нужное давление, пользовался насосом.
Ла Пальма, Канарские острова, январь 2015
Подседельные штыри и сёдла

В стоке подседельник был обычный, нерегулируемый, но АМ в горах без регулируемого подседела я катать не умею, поэтому на байке побывали по очереди: command post, reverb, lev. Все с ходом 125 мм — мне достаточно. Первый одолжил у знакомого на одну поездку. Вещь суровая, по работе и устройству простая и слишком брутальная. Хотелось плавности, поэтому первый год ездил на Ревербе. То еще глюкалово, то медленно вылазит — прокачивай, то вдруг начинает просаживаться под давлением, то воздух спускает — неси в ремонт. В снежную тучу на Демерджи влез — давление потерял, масло вытекло, приехали. Замучился с ним по мастерским таскаться. После очередной починки отправил в запас, а в качестве основного купил Lev по очень вкусной цене в Sportresort. Эта штука отработала безотказно 2 года, ни разу не побывав на ТО! Но всё-таки внезапно сдохла этим летом — лопнул шток. На моё счастье удалось найти донора и за небольшие деньги полностью реанимировать. LEV в снежной туче этой осенью в Крыму показал себя молодцом и выжил! Правда на самом верху замерз и отказывался фиксироваться в нижнем положении. Примотал к раме полиэтиленовым пакетом, чтобы не поднимался.
Седло стоковое Henge Comp мне подошло, хотя до этого я много ездил на совсем других сёдлах Fizik Goby.
Гранд Глеза, Французские Альпы, август 2014
Педали

Shimano XT без рамок, старинные, так и стоят 3 года. Периодически мою и смазываю, слежу за тем, чтобы не было люфта. Шипов хватает на год, может больше, так как катаюсь в разных тапках. Как-то пытался открутить и видимо сильно дернул не в ту сторону — лопнули фланцы под шестигранник. Так что теперь эту педаль без шаманства из шатуна выкрутить нельзя.
Ай-Петри, Крым, ноябрь 2014
Руль, вынос, грипсы

Руль — удивительная часть велосипеда. Взамен стокового выноса 90 и алюминиевого руля 720 поставил 70 мм вынос и руль — дешевый бонтрагер 750 мм с Алиэкспресс за 1 тыс руб, да, рискнул — уже 3 года езжу, падал, правда, не сильно, руль как руль, чуток лак только облупился. Хотя знакомые такие рули ломали, легонько падая, в московских парках. Грипсам уже пара лет, это sram locking 129. Пенка сползает с пластиковой основы, чтобы этого не происходило одну грипсу поджал манеткой подседельника, другую локоном от грипс которые давно износились.
Ла Пальма, Канарские острова, январь 2014
Так и живем. С помощью дешевых китайских расходников и изощренного колхозинга. Велосипед при должном уходе — живучая железяка. Главное — не пренебрегать ТО и делать его своевременно. Но иногда и его бывает недостаточно, нужно лезть глубже. Байком очень доволен, надежный достался. Отлично едет и вверх, и вниз. Полностью меня устраивает, но уже поднадоел и морально устарел. Хочется чего-то нового, возможно, даже помяснее с современной ГЕО. Изменилась каталка, раньше было примерно поровну подъёмов и спусков, теперь же спусков много больше, используем подъёмники и шатлы, эпики случаются только по праздникам.
Гранд Сасьер, Французские Альпы, август 2016